Борьба с грехом: внимание и постоянство

— Если христианин искренне старается стать лучше, чего в первую очередь он должен стараться достичь и от чего избавиться?

Отвечает иеромонах Ефрем (Шишкин), начальник скита в честь иконы Божией Матери «Владимирская» с. Малый Куналей:

— Все люди разные. Общей схемы и какого-то духовного механизма в этом отношении быть не может, и, слава Богу. Например, кому-то очень трудно бороться с раздражительностью и вспыльчивостью, а для кого-то это не представляет особой трудности. Или же кто-то очень словоохотлив, а из другого и двух слов не вытянешь. У каждого человека свои духовные болячки, соответственно, и подход Бога к нам, как у очень опытного учителя, индивидуальный и очень дифференцированный, любая «уравниловка» и юридическое измерение в духовной жизни недопустимо. Подобный механический подход сразу же будет выхолащивать духовную жизнь и делать нас лицемерами.

Обличение лицемеров мы все видим на страница Евангелия. Это очень страшно — врать Богу. Но некоторые, самые общие советы, можно и нужно дать. Эти советы святых и подвижников, несмотря на кажущуюся простоту, могут приносить большую духовную пользу. Здесь, в первую очередь, нужно сказать о молитве, и не просто о молитве, а особой важности ежедневной, постоянно совершаемой молитвы, то, что мы знаем как «Утреннее правило» и «Вечернее правило». Нужно подчеркнуть два момента этого делания: внимание и постоянство. Второе, — постоянство, — нужно подчеркнуть дважды. Пользу этого совета может подтвердить всякий ревнующий о молитве человек. К сожалению, многие люди с легкостью оставляют утренние и вечерние молитвы, ссылаясь на занятость и прочее. Все мы, чрезмерно занятые люди, но, тем не менее, вспомним мудрые слова Сократа: «Кто хочет, тот ищет возможности, а кто не хочет — ищет причины». Пятнадцать минут для ежедневного правила всегда можно изыскать. О пользе же, проистекающей от регулярности и постоянства в выполнении своего домашнего правила, повторюсь, нам свидетельствуют многие наши святые, и будет свидетельствовать наш духовный (пусть совсем незначительный) опыт. Нужно непременно молиться. Молитва, — это богообщение, это встреча человека с Богом. И второе, о чем следует сказать, — это, конечно, исповедь. Здесь тоже нужен отдельный разговор. Коротко скажу так, что исповедующийся должен избежать двух крайностей: это бессмысленного и бессодержательного обобщения грехов, как говорится: «словом, делом, помышлением», принципиального исключения конкретизации (то есть когда попросту вообще непонятно о чем человек и говорит), с одной стороны, и с другой, излишней, нелепой, болезненной детализации при исповедании. Здесь тоже вспомним добрый совет духовных мужей: очень хорошо найти близкого своему душевному устроению священника. Что это значит? Очень просто. Здесь не нужно искать у батюшки каких — то особых даров: прозорливости или чего-то еще… Важно другое: нужно, чтобы священник Вас понимал. Это важнейший залог духовной жизни, её, скажем так, развития. Разумеется, необходимо участие в евхаристической жизни Церкви. Всё остальное, всё то, что мы называем жизнью с Богом: участие в Таинствах и богослужениях, делание добрых посильных для нас дел и т.д.


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *