ИСТОРИЯ

Свято – Троицкий Селенгинский монастырь
Свято – Троицкий Селенгинский монастырь

Исследование истории бывшей Хилокской вотчины Свято – Троицкого Селенгинского монастыря и описание состояния современного состояния новообразованного скита в селе Малый Куналей представляет достаточно сложную задачу. В первую очередь, конечно, это связано с тем, что попытка проникновения в «глубь веков» осложняется отсутствием достаточного документального материала по данной теме.
Нам фактически придется ограничиться лишь двумя источниками: известной работой А. Д. Жалсараева «Поселения, православные храмы, священнослужители Бурятии 17-20 столетий» и книгой местного историка П. К. Тимофеева «Малый Куналей. История и судьбы». Более содержательных источников по данной теме практически неизвестно. Во вторых, описание современной ситуации осложняется «затянутостью» процесса передачи комплекса бывшего детского дома села Малый Куналей Улан – Удэнской и Бурятской митрополии. Самое же общее статистическое современное описание села не представляет собой никакой особой сложности, потому что подобная информация имеется в более чем достаточном количестве на различных официальных электронных ресурсах района и республики.

Малый Куналей. Панорама
Малый Куналей. Панорама

История села Малый Куналей неразрывно связана с историей всего Забайкальского края и Бурятии. Это история освоения Сибири русскими первопроходцами, знакомство и взаимопроникновение по крайней мере двух культур: русской православной цивилизации и мира монгольской или, точнее, бурятской культуры. Эта тема, конечно, еще ждет своего исследования, хотя бы по пой той простой причине, что мы все — таки можем (пусть даже с большой натяжкой) говорить о таком своеобразном этническом феномене, как «сибиряк». Село Малый Куналей было основано в самом начале 18 века, и его судьба тесно сопряжена с историей Селенгинского монастыря. Более того, можно предполагать, что одна из основных, если не главных, причин возникновения села была его принадлежность обители. В любом, случае мы мы видим, что Малый Куналей образовывается и рождается как село, неразрыно связанное с Селегинским монастырем. Это была вотчина монастыря. П. К. Тимофеев в своей книге приводит документы того времени, описывающие это село. Вначале оно насчитывало всего лишь около 11 дворов. Со временем село разрастается, увеличивается численность его населения. Интересны различные документы, описывающие жизнь того времени. По причине их множественности и специфичности этих документов (описание количества серпов в хозяйстве, цен на продукты, фамилий крестьян и т. п.) мы не будем их здесь приводить.

Интерес представляет тот факт, что в документах того времени уже в 1710 (!) году Хилокская деревня упоминается как слобода, то есть это село стало настолько крупным, что уже имело свой храм. В дальнейшем все близлежащие села и деревни составили известную Хилокскую вотчину Свято – Троицкого Селенгинского монастыря. Экономические взаимоотношения крестьян с монастырем выстраивались по очень простой схеме: крестьяне платили десятину. Если не входить в рассмотрение духовного смысла этого закона, то надо думать, что это организационно и экономически было весьма обосновано.

Владимирская икона Божией Матери
Владимирская икона Божией Матери

Сохранились очень скудные сведения о первом храме в Хилоксой слободе. Он появился в самом начале 18 века, а точнее до 1707 года. Никаких более точных сведений, кроме того, что этот храм был уничтожен пожаром, до нас не дошло. Второй известный нам храм в честь иконы Божией Матери «Владимирская» был построен и освящен в 1759 году. Надо полагать, что он являл собой высокий образец архитектурного зодчества того времени, так как по сохранившимся описаниям он был очень красив. Храм был построен «без единого гвоздя», специально приглашёнными для этой цели мастерами из города Иркутска. Значение храма, около двухсот лет украшавшего и освящавшего куналейскую землю, было очень велико и выходило за пределы собственного духовного и религиозного содержания. Храм был средостением образования, таким образом, при нем обучались грамоте не только дети, но и даже готовились и обучались младшие чиновники. Вокруг храма располагалось кладбище.

Здание клуба на месте, где был расположен храм. С. Малый Куналей, советский период.
Здание клуба на месте, где был расположен храм. С. Малый Куналей, советский период.

Наши современники – жители села Малый Куналей — свидетельствуют о том, что здесь некогда было множество могильных плит и надгробий. К сожалению, память о кладбище сохранилась только лишь в устных рассказах. П.К. Тимофеев в своей книге приводит рисунок храма в честь иконы Божией Матери «Владимирская», по горькой иронии судьбы составленный на основе воспоминаний одного из участников акта вандализма революционного периода, т. е. человека, непосредственного разрушавшего святыню. Храм был лишен своего сакрального значения и назначения, в эпоху богоборчества его перестроили под помещение школы. Церковное имущество было разграблено. В дальнейшем в церковном помещении располагался сельский клуб, а в начале второй половины 20 века храм был окончательно разрушен.
В советское время и в постперестроечный период на территории храма Хилокской вотчины долгое время располагался Куналейский детский дом. Но это уже отдельная страница истории села Малый Куналей. И прежде чем перейти к описанию современного состояния уже новейшей истории Хилокской вотчины, получившей в наши дни неожиданное продолжение, нам необходимо рассказать еще об одной незаслуженно и преступно забытой славной странице истории бичурской земли.

Святитель Иннокентий Иркутский
Святитель Иннокентий Иркутский

Эта страница целиком и полностью связана с личностью легендарного человека, можно говорить без всякой доли преувеличения, — основателя православия в наших краях – святого Иннокентия Иркутского (Кульчицкого). Человек, чья жизнь и труды имеет поистине эпохальное измерение, проживал на даче Свято – Троицкого монастыря около трех лет, ожидая своего отправления в Китай. Сохранились письма самого святителя к Синоду, свидетельствующие об его бедственном положение. Ему и его небольшому причту приходилось буквально жить впроголодь, терпя многие и многие скорби и лишения, перебиваясь случайными заработками. Но наибольшая скорбь, конечно, заключалась в том неопределенном положении, в котором оказался святитель, по объективным причинам не имеющий возможности выполнить поставленной перед ним задачи. Как известно, изначальная цель предпринятого путешествия была христианизации и просвещения языческого Китая. Эту великую миссию Бог не судил исполнить великому святому. Впоследствии епископ Иннокентий был назначен главой новой сибирской епархии, простиравшейся до самого Тихого океана, с центром в город Иркутске.

Священномученик Ефрем Селенгинский
Священномученик Ефрем Селенгинский

Сохранилось свидетельство другого святого, священномученика Ефрема Селенгинского (Кузнецова) в бытность его начальником Забайкальской духовной миссии, касающееся пребывания святителя за Байкалом. Этот документ приведен в книге А. Д. Жалсараева.
Село Поселье, расположенное рядом с Малым Куналеем, – дача и вотчина Селенгинского монастыря – было местом пребывания святителя. Местные жители до сих пор хранят предание о «великом чудотворце», как читается ему в акафисте. Указывают на одну из высоких сопок, на которой любил молиться святитель. Братия, ныне прибывшая и возрождающая традицию монашества на этой земле, планирует установить традицию восхождения на Иннокентьевскую сопку. А в дальнейшем уже как–то более концептуально восстановить историческую справедливость по отношению к основателю духовной традиции в нашем крае. Так, например, это может быть строительство храма или часовни, установка памятного мемориала на месте дома, в котором проживал святитель. Потому что не только сейчас, но уже и в начале 20 века, по уже выше приведенному свидетельству архимандрита Ефрема, память о святом и артефакты его пребывания здесь безнадежно утеряны. Дом святителя, пришедший в полную ветхость более чем сто лет назад, конечно, не мог сохраниться до наших дней. Научная экспедиция, предпринятая бурятским историком и специалистом в области православия А. Д. Жалсараевым несколько лет назад, к сожалению, пришла к неутешительным выводам. Местные жители практически ничего не знают об Иннокентии Иркутском, даже само место, на котором стоял дом, определить точно невозможно. Поэтому мы надеемся, что возникновение скита и его дальнейшая духовная деятельность сможет установить, скажем так, справедливость в этом вопросе. Благодать же Божия, изобильно пребывавшая на «проповеднике во странах Сибири», коснется и наших сердец и умов.

В настоящее время в скит в честь иконы Божией Матери «Владимирская» прибыли его первые насельники. Начальником скита назначен благочинный Свято – Троицкого Селенгинского монастыря иеромонах Ефрем (Шишкин). Задачи, стоящие перед братией скита, очень большие: начиная от завершения процесса документальной передачи комплекса бывшего детдома епархии и решения проблем, связанных с бытовой неустроенностью, до налаживания и формирования собственно духовной скитской жизни.

Началась передача комплекса малокуналейского детского дома Православной Церкви
Началась передача комплекса малокуналейского детского дома Православной Церкви